В Музее Искусств ХХ-ХХI века работает постоянная экспозиция «Органическое движение в искусстве и его парадигма».

В музее исследуют такие вопросы:

  • Что такое органическое движение в искусстве?
  • Актуально ли оно сейчас?
  • Можно ли говорить о том, что органика не ограничивается временными рамками одного из направлений русского авангарда?
  • Какой новый тип антропологии предлагали и предлагают художники, работающие в рамках этого движения?
  • И что лежит в основе их мировоззрения?

И это далеко не полный перечень основных тем работы научного совета Музея.

Органическая культура - это культура, не враждебная природе и способная её выразить.

"Органическое и неорганическое миропонимание – вот главные противоположности, разделяющие представителей различных философских учений о мире. Сущность этих типов миропонимания заключается в следующем. Встретившись со сложным целым, которое можно разделить или в котором можно различить части A, B, C, D, сторонник неорганического миропонимания стремиться понять его, как составленное из элементов A, B, C, D, считая их способными существовать самостоятельно, совершенно независимо и друг от друга и от целого, в котором они найдены. Самостоятельность их, по его мнению, настолько велика, что если бы B, C и D совершенно исчезли из состава мира, A по-прежнему осталось бы существовать. Сторонник органического мировоззрения понимает всякую множественность и целость прямо противоположным способом. Первоначально существует целое, и элементы способны существовать и возникать только в системе целого. Поэтому нельзя объяснить мир, как результат прикладывания A к B, к C и т.д.: множественность не образует целого, а, наоборот, порождается из единого целого. Иными словами, целое первоначальнее элементов; абсолютного следует искать, восходя в область целого или, вернее, поднимаясь над нею, но никоем образом не среди элементов; элементы во всяком случае производны и относительны, т.е. способны существовать только в отношении к системе, членами которой они служат".
Н.Лосский. «Мир, как органическое целое», стр.6-7. М. 1917. Издание Г.А.Лемана и С.И.Сахарова

В Музее Органической Культуры развивают традиции Отдела Органической культуры, созданного Михаилом Матюшиным в 1923 году в Государственном институте художественной культуры (ГИНХУК). Как подчеркивает Алла Васильевна Повелихина, историк искусства: «Задачей отдела Органической культуры было опытным путем, лабораторным исследованием проверить, подтвердить или уточнить найденные при наблюдении на натуре особенности поведения и взаимодействия главных средств пластического языка – формы, цвета, а также влияние на них звука».

Ключевые фигуры Органического направления в искусстве – Михаил Матюшин, Елена Гуро, а также художники более позднего времени Владимир Стерлигов и его ученики – хорошо известны специалистам, их работы хранятся в лучших музеях мира. Теперь в шести залах постоянной экспозиции «Органическое движение в искусстве и его парадигма» в Коломне представлены живопись, графика, мульти-медиа инсталляции и арт-объекты более тридцати авторов поддерживающих концепцию МОК – «мир как Органическое целое», начиная с работ Михаила Матюшина и Елены Гуро.

В новом пространстве крытого музейного дворика работает видеозал с подборкой фильмов об Органическом направлении в искусстве.




Музей Искусств ХХ-ХХI века расположен по адресу: Коломна, Кремль, улица Казакова дом 10.

Дополнительная информация по телефону: +7 (903) 001-48-65

Адрес музея в интернете : www.museumart.ru , e-mail: info@museumart.ru

Музей на карте: